Follow by Email

воскресенье, 21 октября 2012 г.

Местное самоуправление и общественное благополучие

В статье о надправовых системах регулирования общественных отношений, уважаемые читатели и дорогие собеседники, мы затронули тему основ конституционного строя Российской Федерации и в ходе размышлений о нашей правовой системе мельком коснулись темы законотворчества и выборов.
С учетом того, что демократические институты являются инструментами построения нашего благополучия, полагаю необходимым разобраться: эффективно ли действует существующая ныне система народовластия и насколько разумно она выстроена с точки зрения целенаправленности и последовательности для достижения гармонии общественных отношений?
В этой статье на уровне житейских размышлений я берусь выяснить: может ли наше местное самоуправление быть более эффективным инструментом в деле построения благополучного общества или нам следует ждать, когда прилетят гуманоиды и все отрегулируют за нас?

Последние лет двадцать наши выборы это информационные сводки с фронтов. Если посмотреть публикации в СМИ, то сложится впечатление, что сюжет из фильма про Неуловимых мстителей, где в Париже на одном из собраний эмигрантов появилось сразу два кандидата в Императоры Российской Империи, оказался пророческим.
Чего только не совершают кандидаты на должность борцов за наше с вами общее благо. То обещают каждой бабе по мужику, а каждому мужику по бутылке, то обвиняют оппонентов во лжи, то клеймят друг друга жуликами и ворами. В общем, из всех сил стараются прорваться в ряды народных избранников и пополнить собой армию борьбы за народное счастье.
Конечно же, не все выборы таковы. Я лично знаком с несколькими главами муниципальных районов, которые на протяжении полутора десятков лет, как только срок полномочий подходит к концу, приглашают к себе руководителей всех предприятий района и полноценно отчитываются о своей работе за прошедший межвыборный период, с готовностью уступить место более достойному кандидату на выборную должность, если работу сочтут неудовлетворительной или коллективом будет предложен другой кандидат, способный справиться с руководством лучше. (В эпоху словарной вседозволенности мне придется умолчать имена этих муниципальных руководителей, дабы оградить пишущую братию от искушения покопаться в белье этих достойных людей).

По закону все граждане имеют право быть избранными, но, давайте будем реалистами, все ли из нас имеют способности, необходимые для качественного выполнения представительской и управленческой функции?
Очевидно, что нет. Но все ли при этом обладают адекватным чувством самокритики, чтобы распоряжаться своим правом на избрание исходя из гиппократовского принципа – не навреди? Скорее всего, нет. Видимо, еще и по этой причине наши выборы бывают столь забавны…

Позвольте поинтересоваться, вот если бы Вы, уважаемый читатель, были Творцом этого Мира, разве Вы бы стали делать сто или двести гениальных управленцев, в то время, когда объективно достаточно и пятидесяти? Думаю, что нет.
А если действительно гениальных управленцев в стране ровно столько, сколько необходимо, то где гарантия, что в каждой избирательной кампании участвует хотя бы один из них?

Давайте выясним, насколько наши выборные процедуры способны расставлять достойные кадры на соответствующие выборные должности в органах местного самоуправления.
Справляются ли наши выборы с данной задачей?
Очевидно, что не всегда. В противном бы случае не было бы в наши дни такого количества лесных пожаров, колдобин на городских дорогах, не развивались бы конфликты во всевозможных Кондапогах, не срывались бы шпильки с крышки турбины ГЭС и не было бы нужды для Президента включать периодическое ручное управление отдельно взятой проблемной территорией…

Изъяном нашей выборной системы является тот факт, что выборные должностные лица не несут ни какой ответственности за результаты своего труда. Общая диспозиция выглядит так. Вы меня сами выбрали, сами и отвечайте, я всего лишь воспользовался своим правом быть избранным, точно такое же право есть и у вас.
Как мне кажется, цели перед нашей выборной системой обеспечить благополучное развитие общества, как таковой не стоит. А раз нет цели, то какой тогда спрос за результаты?
Такую цель необходимо поставить и предусмотреть разумные правила ее реализации.

Ниже тезисно я сформулировал свои предложения о том, как можно качественно улучшить работу органов местного самоуправления, с использованием боле эффективной (на мой взгляд) модели подготовки муниципальных кадров и проведения муниципальных выборов, в надежде, что вновь назначенный министр регионального развития их заметит.

Для того чтобы в ближайшие десять лет институт местного самоуправления действительно стал основой построения благополучия в нашем обществе, необходимо следующее.

Первое.
Выявить два – три десятка опытных глав муниципальных районов и городских округов, которые действительно за последние 15-20 лет достигли успехов на своих муниципальных постах. Таких успехов, которые в полной мере можно было бы охарактеризовать как достижение благополучной атмосферы жизнедеятельности вверенных им муниципалитетов.
Второе.
Создать полноценный учебный центр по подготовке кадров желающих посвятить свою жизнь работе в органах местного самоуправления с целью формирования благополучной среды жизнедеятельности на территории любого муниципального образования, куда Родина пошлет.
Третье.
Пригласить лучших глав местного самоуправления на работу в этот учебный центр, создав им не только необходимые условия, но и обеспечив особый социальный статус, гарантирующий условия жизнедеятельности на уровне депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
Четвертое.
В муниципальные районы и городские округа с особо неблагоприятной средой жизнедеятельности, где местный клубок противоречий вошел в клинч, а избранные ранее главы муниципальных образований сняты с должностей по решению суда, направлять «варягов» подготовленных в учебном центре.
Пятое.
После назначения на должность вновь прибывшего руководителя муниципального образования на три года вводить приостановку выборных процедур во все органы местного самоуправления и предоставить «варягу» права своим решением прекращать полномочия любых муниципальных должностных лиц в районе (городском округе) и замещать высвободившиеся должности новыми людьми своим решением.  
Шестое.
Предоставить вновь назначенному руководителю муниципалитета полномочия ставить перед органами государственной власти вопросы о качестве работы местных представителей этих органов государственной власти и вносить в случае необходимости кадровые предложения, обязательные для рассмотрения.
Седьмое.
По истечении трех лет работы «варяга» провести голосование избирателей данного муниципального образования по одному единственному вопросу: как вы оцениваете результаты работы нового главы? С тремя вариантами ответа: «хорошо», «удовлетворительно», «плохо».
При этом все голоса избирателей, которые воздержатся от голосования засчитать как ответ «плохо».
Восьмое.
По результатам голосования принять следующие решения:
Если количество оценок «плохо» более 40%, но менее 50%, считать работу удовлетворительной, требующей дополнительного анализа ситуации в муниципальном образовании и принятия соответствующих мер, а через два года провести альтернативные выборы, где действующему главе в альтернативу может быть выставлена одна кандидатура, консолидировано выдвинутая общественными оппонентами в любом составе политической коалиции.
Если количество оценок «плохо» менее 40%, глава объявляется избранным народным голосованием и очередные альтернативные выборы назначаются через пять лет.
Если количество оценок «плохо» менее 30%, то глава признается избранным с абсолютной поддержкой населения и очередное безальтернативное голосование проводится с периодичностью 3 года.
Если количество оценок «плохо» менее 20%, глава представляется к награждению государственной наградой медаль «За заслуги в построении благополучного общества» третьей степени.
Если количество оценок «плохо» менее 10%, а количество оценок «хорошо» более 50%, к награждению орденом представляется человек, обучавший данного «варяга» и давший ему рекомендацию на работу в органах местного самоуправления.
Если количество оценок «плохо» более 50% назначается государственная комиссия, по результатам которой делаются оргвыводы, в том числе по отношению к кандидатурам учителей.


P.S.
Да простит меня многочисленная армия достойных государевых людей, но у меня складывается мнение, что с начала 90-х годов в системе управления государством стало появляться все больше и больше людей имеющих один тайный замысел – как бы занять такую позицию, при которой иметь максимальный доступ к ресурсам и полностью освободиться от какой бы то ни было ответственности за свой и общий результат труда. Как в одном из монологов у Аркадия Райкина, – к пуговицам претензии есть? Нет. Тогда всего доброго.
Ситуацию необходимо менять.
Я убежден, что наш мир устроен очень разумно, в нем есть все необходимое для того, чтобы человеческое общество было не обществом воинствующих забияк, политических истерий и метаний из крайности в крайность, а БЛАГОПОЛУЧНЫМ ОБЩЕСТВОМ БЛАГОПОЛУЧНЫХ ЛЮДЕЙ.
Люди, давайте сделаем наш мир благополучным!
http://sabirov.0pk.ru/viewforum.php?id=31

4 комментария:

  1. В статье хорошо расписан предложенный механизм контроля эффективности работы муниципальных органов самоуправления. Мне сложно оценить, как предложенный механизм может начать работать в жизни при наличии фундаментального перекоса между правами и обязанностями (в пользу прав) в Основном законе, но в любом случае, на местном уровне подобные механизмы можно смело внедрять, принимая внутренние Положения в каждом субъекте. Это отличная идея и чем быстрее подобные механизмы начнут действовать снизу, тем скорее будут устраняться и упомянутые фундаментальные перекосы. Был бы я муниципальным руководителем, точно инициировал бы принятие подобного механизма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эхе-хех...
      Понимаешь, Саш, муниципальный руководитель целиком и полностью зависим от региональной властной бюрократии...
      Даже если ты "класный парень", со светлым взглядом и чистыми помыслами и тебя готовы поддержать избиратели твоего муниципалитета, найдется сотня способов вставить палки в колеса твоих инициатив, начиная с бюджетных субвенций.
      И когда учителя с врачами недополучат зарплату, когда отключат электричество, газ и водопровод, твои избиратели проклянут тебя и твои светлые помыслы.
      Впрочем, все не так безнадежно.
      Думаю, что единственный реальный, но трудный и тернистый путь - это путь создания политической команды единомышленников.
      Одному в поле, даже Илье Муромцу тяжеловато будет...
      А если в партию сгрудились малые,
      Сдайся враг, замри и ляг!
      Партия - рука милионно палая,
      Сжатая в один созидательный фланг.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Осилит :-) куда тут денешься?!
      При всем богатстве выбора, другой альтернативы нет.

      Удалить